Автор: Антон ГришкоМатериал предоставлен юридической компанией "Гестион".В последние годы для импортеров товаров создалась очень неприятная ситуация: таможенные органы, несмотря на все представленные документы, производят корректировки таможенной стоимости товаров, которые приводят к увеличению размера уплачиваемых импортерами таможенных пошлин, и, следовательно, к соразмерному увеличению стоимости данного товара и падению конкурентной способности товара на российских рынках. Что можно сделать в данной ситуации? Представим себе: российская организация заключает контракт (договор) на поставку какого-либо товара с иностранным производителем. При этом согласованные сторонами данного контракта цены ниже, чем указанные в информационных письмах ФТС РФ. Через какое-то время осуществляется поставка товаров, и наступает момент таможенного оформления. Помимо контракта, паспорта сделки и иных необходимых документов в соответствии с требованиями п. 2.4-2.5 Приказа ГТК № 1 от 05.01.1994 г. в подтверждение заявленной таможенной стоимости декларант прилагает к грузовой таможенной декларации оригиналы других товаросопроводительных документов (экспортная декларация, прайс-листы производителя и т. д.).Таким образом, заявленная таможенная стоимость основывается на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, что является основанием для применения основного метода определения таможенной стоимости ввозимого товара - по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона «О таможенном тарифе»). Однако какой бы полный пакет документов вы не представили, таможенный инспектор не может не соблюдать указания ФТС РФ и вынужден произвести корректировку. С этого момента у организации возникает право на обжалование действий таможенного органа. В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Однако даже если этот срок организацией пропущен, то его можно восстановить, путем письменного обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, которое должно быть рассмотрено таможенным органом в течение 30 дней с момента поступления. Существующая на сегодняшний день судебная практика позволяет говорить о том, что в 90 % случаях суд встает на сторону организаций. Почему же? В соответствии с п. 1 ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. Согласно пункту 4 статьи 131 Таможенного кодекса РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости. Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен Приказом ФТС РФ от 25 апреля 2007 г. № 536. В Приложении № 1 к названному Приказу определен перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Исходя из требований названного Приказа следует, что достаточными документами для определения таможенной стоимости являются:Копии учредительных документов. Декларацию таможенной стоимости. Контракт (договор).Паспорт сделки. Инвойс (иные платежные документы).Упаковочный лист. Транспортные документы (коносаменты и т. д.).Сертификат происхождения товара, сертификат качества, сертификат пожарной безопасности и т. д.В соответствии с пунктом 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации. Согласно пункту 5 статьи 323 ТК РФ при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
|