Главная » 2011 » Май » 23 » Неплатежи контрагента: предугадать и минимизировать убытки
23:21
Неплатежи контрагента: предугадать и минимизировать убытки

Неплатежи контрагента: предугадать и минимизировать убыткиАвтор: Николай Брюховецкий, ведущий юрист группы правового консалтинга Центра налогового и правого консультирования ГК «ИРБиС».Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК "ИРБиС" "Система успеха"Проблема неисполнения одной из сторон договора своей обязанности оплатить полученные товары, выполненные работы или оказанные услуги, к сожалению, никогда не теряла своей остроты, а в настоящее время приобрела особую актуальность. Учитывая тот факт, что многие из наших клиентов сталкиваются с проявлением со стороны контрагентов такого вида недобросовестности, в настоящей статье вниманию читателей предлагается краткий обзор вариантов обеспечения хозяйствующими субъектами своего законного права на получение вознаграждения по той или иной сделке. Сбор и анализ информации в отношении потенциального контрагентаКак показывает практика, мероприятия по снижению рисков неплатежей следует начинать еще на стадии принятия решения о вступлении с тем или иным хозяйствующим субъектом в договорные отношения. Главным критерием положительной оценки потенциального партнёра для продавца, поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - кредитор) является платёжеспособность будущего покупателя, заказчика (далее - должник). Показателями платёжеспособности, в частности, могут быть:- наличие у должника собственного офисного помещения-- репутация должника на соответствующем сегменте рынка-- наличие у должника ликвидного имущества, за счет которого можно будет погасить возникшую задолженность-- поручители (гаранты) должника. Платежеспособность должника может оцениваться силами кредитора на основании данных размещенных в Internet так называемых «черных списков», web-сайтов арбитражных судов и другой общедоступной информации о данном лице. Подобного рода оценка проводится в рамках срока, установленного для подтверждения заявки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуги).

Установление жёстких временных рамок проверки объясняется тем, что потенциальный должник не должен утратить интерес к товарам, работам, услугам кредитора. Кроме того, разумной будет проверка юридического статуса потенциального контрагента. Для этого будущему партнеру можно предложить представить копии учредительных документов, свидетельств о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица и постановке его на налоговый учет. Документами, дающими некоторое представление о финансовом положении должника, могут быть копии баланса и отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, декларация по налогу на добавленную стоимость. Помимо документарного анализа рекомендуется проверить наличие офиса у контрагента, а также удостовериться в опыте исполнения подобных сделок: к примеру, запросить список ранее проведенных операций и, возможно, связаться с его бывшими партнёрами. Также для получения максимально полного представления о потенциальном должнике, его финансовом состоянии и деловой репутации можно обратиться в специализированную организацию, предоставляющую коммерческие справки, содержащие достоверные и актуальные на момент запроса сведения о проверяемом лице. Коммерческая справка включает в себя полную бизнес-информацию о хозяйствующем субъекте, начиная с регистрационных данных, сведений об учредителях и заканчивая финансовыми данными. Стоимость таких услуг зависит от объёма запрошенной информации, но если кредитор готов понести определённые затраты в целях минимизации предпринимательского риска, проверка контрагента вышеназванным способом является оправданным решением. Способы обеспечения обязательствТакже в целях предотвращения либо уменьшения размера негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения должником своего денежного обязательства по сделке, такое обязательство может быть обеспечено одним из способов, предусмотренных главой 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а именно: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток.

Названный перечень обеспечительных мер не является закрытым, поскольку законом или договором могут быть предусмотрены и другие способы обеспечения исполнения обязательств. Указанные способы обеспечения обязательств различаются по степени воздействия на должника и методам достижения цели - побудить должника исполнить обязательство надлежащим образом. Поэтому от оптимального выбора кредитором варианта обеспечения обязательства во многом будет зависеть и поведение его контрагента. Выбор способа обеспечения обязательства во многом зависит и от его существа. К примеру, для обязательств, возникающих из договора купли-продажи, более значимыми выглядят такие способы, как залог, банковская гарантия и поручительство. В то же время, если речь идет о выполнении работ или оказании услуг, предпочтительнее использование неустойки, поскольку интерес кредитора заключается не в получении от должника денежной суммы, а в приобретении определенного результата.

Категория: Финансы | Просмотров: 662 | Теги: Справки, договоры | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Минфин защитит от ложных ставок
Грузия вышла на новый кредитный уровень
PayPal пока отказывается от масштабного присутствия в России
Ограничение права на выезд из РФ как принудительная мера исполнения решения налогового органа
Банкам грозит постоянная санация
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]