Автор: Евгений Ющук, эксперт журнала «Экономические преступления», член Международного общества профессионалов конкурентной разведки SCIP, кандидат экономических наук. Журнал "Экономические преступления" (посмотреть все статьи) Резкий спад в экономике и кризис долгов - суровая проверка бизнеса на выживаемость. Обостряется конкурентная борьба, ее методы становятся более жесткими, а иногда и вовсе незаконными. Неудивительно, что самым ценным товаром и одновременно самым сильным оружием оказывается информация. Но для дальнейшего безопасного использования информации ее необходимо получить законным способом. Два лица разведки в бизнесеПромышленный шпионаж в России - не юридический термин, в отличие, скажем, от США, где есть Закон о промышленном шпионаже. Однако в большинстве случаев смысл его понятен даже непрофессионалам. Промышленный шпионаж - одна из форм недобросовестной конкуренции, применяемая на всех уровнях экономики, начиная с небольших предприятий и заканчивая государствами. Основная его составляющая - незаконное добывание сведений, представляющих коммерческую ценность. В межгосударственных отношениях промышленный шпионаж используется достаточно широко, но, в отличие от бизнеса, для государственной разведки важную роль играет обеспечение национальной безопасности. А в таких вопросах, как известно, допустимы любые средства и методы работы. Применительно к бизнесу задача разведки сужается от масштабов целой страны до одной или нескольких фирм-конкурентов. Такой бизнес-шпионаж обычно преследует одну из двух целей: проверить благонадежность делового партнера либо вытеснить или уничтожить конкурента. Основное предназначение промышленного шпионажа - экономия средств и времени, и в этом он полностью совпадает с конкурентной разведкой. Конкурентная разведка (КР) - это сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм. В настоящее время правильно организованная конкурентная разведка не ограничивается изучением конкурентов, а проводит работу в отношении всей среды, в которой живет предприятие. В нее входит, например, изучение политической и законодательной обстановки, кадровых перемещений людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, новых технологий, собственных клиентов и поставщиков компании. При постоянном использовании конкурентная разведка может дать владельцам бизнеса гораздо больше, чем они предполагают (не только анализ сильных и слабых стороны конкурентов, но и, например, отслеживание информации, связанной с патентами и лицензиями, оценку целесообразности приобретения нового бизнеса и др.)Главное отличие конкурентной разведки от промышленного шпионажа состоит в законности методов получения информации. Незаконные методы разведкиГосударственные разведки настолько хорошо отточили инструменты получения и обработки информации, что бизнес с удовольствием готов перенять максимум этих инструментов. Однако не все они могут использоваться в бизнесе на законных основаниях. Чтобы понять, почему, достаточно вспомнить, что государственная разведка априори предназначена для нарушения законодательства других стран и, прежде всего, уголовного. Таким образом, в промышленном шпионаже могут быть применены все методы работы конкурентной разведки, но в конкурентной разведке не могут применяться все методы промышленного шпионажа. Есть несколько методов разведки, которые подпадают под уголовно-правовой запрет и нарушают статьи УК РФ:- подкуп лиц, способных передать документацию по интересующей тематике либо образцы продукции (ст. 204 «Коммерческий подкуп», ст. 291 «Дача взятки» УК РФ)-- шантаж эти же лиц (ст. 163 «Вымогательство» УК РФ)-- фрикинг - несанкционированное получение информации при помощи электронных устройств или технических средств снятия информации - ч. 2 ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений» УК РФ, возможно также ч. 1 ст. 183 УК РФ (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну)-- подслушивание деловых и личных телефонных и иных переговоров руководителей компании-конкурента, осуществление наружного наблюдения за ними - ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений)-- внедрение или вербовка агента для содействия в получении секретной либо компрометирующей ее информации - ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну» УК РФ)-- хищение документов или продукции конкурента - ст. 158 «Кража» либо ч. 1 ст. 325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия)-
|