Источник: Журнал "Банковское обозрение" (посмотреть все статьи) На съезде АРБ 3 апреля, председатель правления банка «Уралсиб» Андрей Донских выдвинул новую идею: предложил принять программу защиты банковских активов. По мнению А. Донских, государство должно также стимулировать процессы консолидации, так как только сильные и крупные частные банки могут создать достойную конкуренцию госбанкам. «БО» публикует выдержки из выступления А. Донских на съезде АРБ. Благодаря усилиям правительства и Центрального банка удалось в целом преодолеть этой осенью кризис ликвидности непосредственно в банковской системе. Сейчас на повестке дня более важным вопросом является ухудшение качества кредитных портфелей и необходимый рост капитализации банков. С формальной точки зрения предполагаемые меры можно разделить на два класса. Во-первых, это временная - на период кризиса - корректировка регуляторных требований Центрального банка и иных законодательных актов. Во-вторых - меры, требующие дополнительного финансирования со стороны государства. Временная корректировка регуляторных требований не приводит к отвлечению средств господдержки и дает банкам дополнительную гибкость и пространство для маневра в работе с просроченной задолженностью, а также возможность пополнять капитал. К наиболее важным действиям в этом ряду я мог бы отнести уменьшение норматива достаточности капитала с 10 до 8%. Можно рассматривать эту меру как промежуточный шаг российской банковской системы к нормам Базеля-II. Такое решение не приведет к снижению капитализации, но даст отдельным кредитным организациям инструмент и время для восстановления капитализации, потерянной в период кризиса. Другая мера - это неисключение из капитала банка акций и долей участия, приобретенных в процессе реструктуризации суммы задолженности. Переход предмета залога под контроль залогодержателя в настоящее время законодательно укреплен. Возможности, предоставленные законодательством, необходимо закрепить на уровне нормативных актов Банка России. Также хотел бы отметить аналогичную дополнительную меру: неисключение из капитала банков вложений в капиталы дочерних компаний, которые создаются специально для работы с залоговыми активами, перешедшими под контроль банка, - так называемых торговых домов по реализации залогов. Предложенные меры могут носить временный характер. Они не должны рассматриваться как попытка ослабить надзорные требования. Это, прежде всего, адекватная реакция на кризис и способ поддержать банки в их работе по сохранению качества активов. В череде такого рода мер хотел бы также предложить снятие ограничения на увеличение доли субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала, до 100% от капитала первого уровня. Вторая группа мер требует дополнительных денежных вливаний в банковскую систему со стороны государства. Реализация этих мер уже начата через программу субординированного кредитования от ВЭБа на увеличение капитала второго уровня. Среди необходимых мер в этом направлении стоит отметить следующие. Первое: пересмотреть ограничения размеров субординированных кредитов от ВЭБа с 15% от капитала на первое октября 2008 года до 60% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату. Второе: изменить соотношение акционеров и государства по программе кредитования ВЭБом с нынешней пропорции «1 к 1» на пропорцию «1 к 4». Мы также предлагаем увеличить срок размещения средств Фонда национального благосостояния в ВЭБе до 2039 года. Таким образом можно будет увеличить сроки субординированных кредитов, выдаваемых ВЭБом. Эти меры, по нашему мнению, необходимо утвердить поправками в закон 173 ФЗ - необходимо сделать это в ближайшее время. Такой подход, без сомнения, оказывает давление на государственный бюджет и ресурсы правительства - их средств может оказаться недостаточно для того, чтобы поощрить кредитование реального сектора. Если кризис будет продолжительным, банки могут проесть капитал очень быстро, и впоследствии потребуется дальнейшая капитализация системы. Поэтому отдельным блоком хотелось бы выделить необходимую рынку программу защиты активов. Для снижения давления растущей доли проблемных активов можно использовать предоставление госгарантий по проблемным активам на возмездной основе, что приведет к сокращению активов под риском и снизит нормативное давление на капитал. Эта мера предусматривает разработку программы распределения убытков между банком и третьей стороной, например, правительством. Банки остаются при этом полноправными участниками процесса на любом уровне потерь, что позволит сохранить адекватную заинтересованность банков в работе с проблемными долгами самостоятельно. Такой комплекс мер сейчас реализуется в отношении банков Великобритании, в отношении отдельных банков США, в частности Citigroup и Bank of America. Этот механизм повышает уверенность рынка и страхует от дальнейшего ухудшения качества активов, снижает требования к капиталу банка формально и не требует денежных вливаний правительства в момент запуска механизма.
|