Главная » 2011 » Март » 25 » Платежные системы как партнер ТСЖ и управляющей организации
10:45
Платежные системы как партнер ТСЖ и управляющей организации

Платежные системы как партнер ТСЖ и управляющей организацииАвтор: Г. Шарикова, юрист НП «Нижегородская ассоциация ТСЖ».Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» (посмотреть все статьи) В чем преимущество приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги через электронные терминалы? Кто является участниками платежной системы? Какой договор нужно заключить ТСЖ (управляющей организации) с платежной системой? Каков алгоритм приема платежа от гражданина? Об этом вы узнаете из данной статьи. Не секрет, что ТСЖ и управляющим организациям зачастую приходится иметь дело с должниками. Как ни странно, иногда задолженность возникает в связи с тем, что собственникам просто не хватает времени доехать до отделения банка, отстоять в нем очередь или даже зайти в правление товарищества (кассу управляющей организации). Дополнительные возможности оплатить «коммуналку» предоставляют широко распространенные в настоящее время платежные системы. Став уже привычными для потребителей услуг сотовой связи и Интернета, электронные платежные системы проникают и в сферу оплаты услуг ЖКХ. Однако пока нельзя сказать, что данный способ оплаты популярен среди многих ТСЖ и управляющих компаний.

И причин этому, как видится, две: консервативность мышления и недоверие к электронным машинам. Тем не менее, товарищества, решившиеся применять современную платежную систему, остаются довольны. Попытаемся разобраться в достоинствах и недостатках оплаты услуг ЖКХ указанным способом. Участники системыОпределимся с лицами, участвующими в цепочке оплаты услуг ТСЖ и управляющих организаций.

В указанные отношения вовлечены:- исполнитель, или провайдер, услуг (ТСЖ, управляющая организация)-- потребители услуг (жильцы)-- владелец терминала-- организатор электронной платежной системы-- банк или иная кредитная организация. Терминал и есть та электронная машина, которая принимает деньги от населения. Чтобы терминал принимал деньги за конкретные услуги, организатор электронной платежной системы устанавливает на него специальное программное обеспечение. Электронная платежная система - это специализированная служба, позволяющая в режиме реального времени производить расчеты между участниками[1].Согласно п. 9 ст. 5 Закона о банках[2] перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов относится к банковским операциям. Кроме банков и иных кредитных организаций, такие операции вправе осуществлять коммерческая организация, не являющаяся кредитной, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 13.1 Закона о банках). Следовательно, организатор платежной системы - это коммерческая организация.

Индивидуальный предприниматель не вправе принимать плату за услуги ЖКХ. При этом организатору платежной системы не нужно получать лицензию Банка России для осуществления указанных операций (ст. 13.1 Закона о банках).По смыслу рассматриваемого закона организатор платежной системы и владелец терминала - одно лицо, а точнее, коммерческая организация, осуществляющая принятие наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги. Однако на практике сложилась ситуация, когда владелец терминала и организатор платежной системы - самостоятельные участники финансовых отношений, взаимодействующие друг с другом на основании агентских договоров. Существует мнение, что подобная схема отношений запрещена. В частности, п. 3 Указания № -1842У[3] запрещает коммерческой организации поручать другим лицам прием наличных денежных средств от физических лиц. Учитывая, что взаимоотношения владельцев терминалов и организаторов платежных систем не являются предметом рассмотрения данной статьи[4], остановимся лишь на том, что необходимо иметь в виду управляющим организациям и ТСЖ, желающим заключить договор с организатором платежной системы. Итак, оформляя сделку, ТСЖ и управляющие организации должны убедиться в законности операции. Статья 13.1 Закона о банках предусматривает, что коммерческая организация вправе осуществлять сбор платежей от физических лиц при наличии двух заключенных договоров:- между платежной системой и банком, по условиям которого сборщик платежей будет от своего имени, но за счет банка принимать денежные средства в целях перевода средств на банковский счет поставщика услуг-- между банком и поставщиком услуг на перевод денежных средств, принятых платежной системой.

Таким образом, в рассматриваемых отношениях обязательным участником выступает банк или иная кредитная организация. Необходимо отметить, что участие банка является дополнительной гарантией прав физических лиц, осуществляющих платежи через небанковские системы, и препятствует незаконному завладению средствами граждан при помощи мошеннических схем. Кроме того, сам банк может быть организатором платежной системы[5]. Представляется, что подобная схема наиболее выгодна для провайдеров услуг, поскольку у банка есть возможность существенно снизить комиссию в своей собственной платежной системе.

Категория: Новости | Просмотров: 619 | Теги: финансы, договоры, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Госзаказ размещает спецорганизация
Непосредственная занятость: российский вариант
Банки пугают высокой концентрацией
Белоруссия хочет вытащить валюту из граждан
Президент "развязал" приставам руки
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]