Главная » 2010 » Апрель » 17 » Нужно ли сохранять средний заработок за сокращенным пенсионером?
23:24
Нужно ли сохранять средний заработок за сокращенным пенсионером?

Нужно ли сохранять средний заработок за сокращенным пенсионером?Автор: Т. ШадринаИсточник: Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" (посмотреть все статьи) Трудовым законодательством процедура сокращения штата или численности организации четко регламентирована. В частности, работодатель в последний день работы не прощается с работником, так как в качестве гарантий и компенсаций при расторжении трудового договора по данному основанию предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, а если это работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? На основании ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется данный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях он сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. При толковании нормы данной статьи мнения специалистов разделились. Первая точка зрения.

Поскольку в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан (далее - Порядок). Из пункта 3 ст. 3 Закона № 1032-1 следует, что граждане, которым в соответствии с законодательст-вом РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. Получается, что служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, а следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. Да и выдача решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, осуществляется службой занятости в соответствии с Порядком. Других оснований и способов выдачи таких решений действующим законодательством не предусмотрено. В связи с указанными обстоятельствами выплаты работодателем сокращенному пенсионеру будут производиться не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды.

Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.04.2007 по делу № А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся. К этому же выводу пришли ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.04.2006 по делу № А12-14930/05 С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу № А40-53171/06-145-310.Вторая точка зрения основана на предположении, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона № 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым такие гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось их трудоустроить за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Соответственно, в районах Крайнего Севера могут выдать решение о сохранении заработка на четвертый, пятый или шестой месяцы.

Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.12.2007 по делу № А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону. Некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка на третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. По нашему мнению, данная позиция ошибочна, и вот почему.

Категория: В мире | Просмотров: 731 | Теги: Справки, финансы, договоры, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Многодетные семьи получат второй ипотечный шанс
Рубль временно ослаб
Какими налоговыми рисками при факторинге можно пренебречь
Этап управленческого консалтинга при внедрении информационной системы
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]