Автор: Т. ШадринаИсточник: Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" (посмотреть все статьи) Трудовым законодательством процедура сокращения штата или численности организации четко регламентирована. В частности, работодатель в последний день работы не прощается с работником, так как в качестве гарантий и компенсаций при расторжении трудового договора по данному основанию предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, а если это работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка? На основании ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется данный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях он сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. При толковании нормы данной статьи мнения специалистов разделились. Первая точка зрения. Поскольку в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон № 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан (далее - Порядок). Из пункта 3 ст. 3 Закона № 1032-1 следует, что граждане, которым в соответствии с законодательст-вом РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. Получается, что служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, а следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. Да и выдача решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, осуществляется службой занятости в соответствии с Порядком. Других оснований и способов выдачи таких решений действующим законодательством не предусмотрено. В связи с указанными обстоятельствами выплаты работодателем сокращенному пенсионеру будут производиться не свыше двух месяцев. Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.04.2007 по делу № А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся. К этому же выводу пришли ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.04.2006 по делу № А12-14930/05 С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу № А40-53171/06-145-310.Вторая точка зрения основана на предположении, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются на лиц, которым выплачивается пенсия по старости. Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона № 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым такие гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось их трудоустроить за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Соответственно, в районах Крайнего Севера могут выдать решение о сохранении заработка на четвертый, пятый или шестой месяцы. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.12.2007 по делу № А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону. Некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка на третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. По нашему мнению, данная позиция ошибочна, и вот почему.
|