Автор: Наталья СахароваИсточник: журнал "Управление персоналом" (посмотреть все статьи) Бухгалтерский учет призван отражать уже случившиеся факты хозяйственной деятельности. В то же время данные бухгалтерской отчетности и оперативного учета могут быть использованы для принятия управленческих решений, в том числе в сложившейся кризисной ситуации. Основными последствиями кризиса, скорее всего, будут снижение платежеспособности заемщиков, падение рыночной стоимости финансовых вложений, невозможность привлечения новых кредитов, снижение спроса на продукцию (работы, услуги) компании, неопределенность ситуации в целом на будущее. При учете последствий кризиса бухгалтер должен изучить порядок отражения переоценки финансовых вложений и отражение убытков, связанных с таким обесценением. В бухгалтерском учете потеря стоимости, например, ценных бумаг, по которым определяется текущая рыночная стоимость, учитывается при определении финансового результата в составе прочих расходов (п. 20 ПБУ 19/02). Для целей налогообложения стоимость финансовых активов суммы переоценки как в меньшую, так и в большую сторону не учитываются (подп. 24 п. 1 ст. 251, п. 46 ст. 270 НК РФ).Главный бухгалтер организации является управленческим звеном, дающим информацию руководителю о необходимости или целесообразности принятия тех или иных мер. В сложившейся ситуации главному бухгалтеру следует обратить внимание руководства на возможные убытки в отчетности, связанные с обесценением, например, ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, а также со снижением объема заказов на собственные продукцию, работы, услуги. Кроме того, в целях обеспечения ликвидности, возможно, придется расстаться с ликвидными активами по заниженной цене. Убытки возможны и в связи с обесценением валюты. Следовательно, собственники по результатам финансового года получат меньшую сумму дивидендов, нежели ожидалась, либо вообще ее не получат. При наличии выплат промежуточных дивидендов и отрицательном годовом финансовом результате бухгалтеру во избежание претензий налоговиков придется пересчитать уровень налоговой нагрузки по дивидендам (с 9 до 24 % - по юрлицам, до 13 % - по участникам (акционерам) - физическим лицам), либо откорректировать основание для их выплаты (решение о распределении прибыли прошлых лет).Компаниям, у которых размер чистых активов находится на грани с величиной уставного капитала, следует оценить размер возможного годового убытка и предпринять меры по стабилизации финансового результата, поскольку отрицательное значениепоказателя чистых активов крайне нежелательно для коммерческой организации. В настоящее время уже существуют прецеденты, когда по данному основанию налоговые инспекторы заявляют судебные иски о ликвидации фирм (Постановление ФАС Московского округа от 11 ноября 2002 г. № КГ-А40/7523-02).Кроме того, низкий показатель собственных средств организации ведет к снижению ее инвестиционной привлекательности в будущем. Размер чистых активов компании может быть увеличен, в частности, за счет внесения дополнительных вкладов в имущество общества, получения доходов от ведения деятельности, внереализационных доходов, переоценки имущества общества, присоединения компании со значительным размером собственных средств и т. п. Учитывая кризис неплатежей, компаниям следует разумно расходовать денежные и иные ликвидные платежные средства. В связи с этим весьма кстати будут изменения, внесенные в порядок уплаты НДС (Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 172-ФЗ) - с возможностью его уплаты уже с платежа за III квартал тремя равными частями, фактически с рассрочкой в три месяца. Кризисная ситуация привела к снижению стоимости, прежде всего, ценных бумаг российских и иностранных эмитентов, поэтому при их реализации в IV квартале текущего года компания, скорее всего, получит убыток. Следует помнить, что для целей налогообложения убыток от операций с ценными бумагами может уменьшать прибыль, полученную от операций с аналогичными ценными бумагами того же типа. Уменьшение текущей прибыли за счет убытка от операций с вложениями Налоговым кодексом не допускается. Отражение убытка в отчетности также может впоследствии привести к налоговым проверкам. В недавно опубликованном Приказе ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ утверждены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок в новой редакции. Среди данного перечня одним из критериев для инициирования выездной проверки является убыточная деятельность компании, отклонение от среднеотраслевых показателей рентабельности, низкий по сравнению со средним по отрасли уровень налоговой нагрузки. Таким образом, отражение убытка и отсутствие налоговой нагрузки при формальном прочтении рекомендаций налоговой службы дают полное право проверяющим организовать проверку налогоплательщика, а значит, компаниям (особенно сотрудникам бухгалтерии) следует быть готовыми к встрече проверяющих. Последствия кризиса затрагивают в настоящее время и трудовые отношения. Многие компании сокращают штат сотрудников - особенно это касается обслуживающих подразделений. В связи с этим у предприятия возникает обязанность по выплате выходных пособий и риски, связанные с судебными разбирательствами с сотрудниками о восстановлении на работе. В результате помимо увеличения трудовой нагрузки бухгалтеров и юристов компании потребуются дополнительные ликвидные средства для закрытия задолженности перед персоналом. При нехватке собственных ресурсов компаниям следует позаботиться о привлечении заемных средств. Статья получена: Клерк. Ру
|