Авторы: М. Лушникова А. ЛушниковИсточник: журнал "Управление персоналом" (посмотреть все статьи) В XXI в. одним из основных приоритетов общественного развития становится приобретение знаний, профессиональное обучение. Не случайно новая эпоха получила название «век знаний», появилось понятие «общество, основанное на знаниях».Интеллектуализация общественного труда в XXI в. диктует новые требования к организации профессионального образования и обучения кадров. Эта проблема решается на правовом уровне в рамках межотраслевого взаимодействия (государственное право, международное право, административное право, трудовое право и право социального обеспечения и др.).В этой статье мы ограничимся трудоправовыми аспектами поставленной проблемы. Особое внимание уделим наиболее важному, с позиций прежде всего практики, вопросу о правовом обеспечении корреляции образовательных и профессиональных стандартов. Под образовательным стандартом следует понимать государственные образовательные стандарты РФ (начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования). В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» государственные образовательные стандарты включают федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компоненту образовательного учреждения . Федеральной компонентой государственных образовательных стандартов определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников. Профессиональное образование соответствующего уровня (начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное) основано на обязательных государственных образовательных стандартах. В этой системе должны быть скоординированы государственные стандарты профессионального образования в учебных заведениях, с одной стороны, и формы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации на производстве - с другой. При этом важно разграничить право на профессиональное образование, основанное на государственных образовательных стандартах, и право на профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. В последнем случае согласно Трудовому кодексу РФ к основным правам работника отнесено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (ст. 21 ТК РФ), иными словами - «право на профессиональное обучение». Организация профессионального обучения должна охватываться всеми уровнями правового регулирования трудовых отношений (нормативным, коллективно-договорным, локальным и индивидуально-договорным).Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов. Реализация конкретным работником права на профессиональное обучение осуществляется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст.197 ТК РФ).Новый этап в развитии законодательства о профессиональном обучении предполагает усиление образовательных элементов в содержании коллективных договоров (соглашений), индивидуальных трудовых договоров. Как справедливо отмечал И. Я. Киселев, это ведет к тому, что трудовые договоры все более трансформируются в договоры труда и обучения . В этой части поднятая проблема также выходит на международные и зарубежные стандарты «пожизненного обучения работника», т. е. непрерывного обновления профессиональных знаний, обеспечения «траектории преемственности» различных уровней и форм профессионального образования и обучения работника, его карьерного роста и адекватного ответа на потребности рынка труда. В свою очередь, профессиональный стандарт - это нормативный документ, который устанавливает минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ в определенной отрасли. Он включает наименование должностей и соответствующие им квалификации и образовательные уровни, перечень должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения навыков, знаний и умений. В настоящее время таким профессиональным стандартом являются Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Министерством труда, и ЕТКС (Единый квалификационный справочник работ и профессий рабочих). Согласно ТК РФ эти справочники должны утверждаться Правительством РФ. По общему правилу, они носят рекомендательный характер, обязательны только в случаях, если в соответствии с федеральным законом по определенным должностям, профессиям и специальностям предоставляются компенсации и льготы (ст. 57 ТК РФ).Сложившуюся ситуацию с правовым обеспечением профессиональных стандартов вряд ли можно признать приемлемой в современных условиях. Во-первых, отсутствует необходимая координация между образовательными и профессиональными стандартами. К примеру, речь может идти о бакалаврах, различных дополнительных системах профессионального обучения, которые не находят отражения в действующих профессиональных стандартах. Во-вторых, содержание профессиональных стандартов не отражает обновленных требований к профессиям и специальностям. В-третьих, юридическая сила профессиональных стандартов вызывает немало вопросов. Не претендуя на разрешение этой проблемы, позволим себе высказать ряд предложений, касающихся направлений (путей) ее решения.
|