Автор: Яна Прусикова, магистр юриспруденции (Санкт-Петербургский Государственный Университет).Перечень субъектов, обязанных вносить экологические платежи, устанавливается федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т. д.). К ним относятся как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) считает, что осуществлять плату за загрязнение окружающей природной среды обязаны все, кто осуществляет предпринимательскую деятельность. Таким образом, в поле зрения Ростехнадзора попадают не только производственные, но и обычные «офисные» фирмы: посреднические, проектные, медицинские, юридические, консультационные и прочие. Так называемые «офисные» компании также являются природопользователями, поскольку независимо от того, чем они занимаются, в результате их деятельности все равно образуются отходы (например, бумага, картон, использованные картриджи, перегоревшие лампочки, упаковочная тара). Все они относятся к определенному классу опасности и перечислены в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденным Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ. Неопасных отходов не существует, есть только понятие «практически неопасные отходы», что соответствует V классу опасности. В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К слову сказать, принцип платности природопользования является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников-- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты-- размещение отходов. Большинство организаций имеют автомобили, что подпадает под «выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников» и все предприятия, как бы необычно это не звучало, размещают отходы. Для начала разберемся с таким видом загрязнения окружающей среды, как размещение отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. В ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» раскрываются определения понятий «хранение» и «захоронение»:хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования-захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. По рассматриваемому вопросу существуют две точки зрения. Первая точка зрения:Буквальное прочтение норм позволяет сделать вывод, что, если компания фактически не размещает отходы, она платить так называемые экологические платежи не должна. Тот, кто выносит корзину с мусором на помойку, осуществляет деятельность, именуемую как обращение с отходами, а не их размещение. Эта точка зрения отражена, например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.05 № А56-41969/04 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.04 № Ф08-4677/2004-1770А. Вторая точка зрения:Практика судов в 2007 году пошла по другому пути. Суды соглашаются с тем, что вносить плату за загрязнение должны собственники отходов. А ими являются компании и предприниматели, в результате деятельности которых бытовой мусор возник (данная позиция отражена, например, в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 20.08.07 № А56-49061/2006, Волго-Вятского района от 21.05.07 № А79-9475/2006, Поволжского округа от 27.02.07 № А12-17766/06-С22, Северо-Западного округа от 28.02.2007г. № А56-34922/2006).Эта же позиция отражена и в Письме Ростехнадзора от 25 июля 2007 года № 04-09/1001: «В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Таким образом, в случае временного размещения отходов на такого рода площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду».
|