23:35 Управляемая конкуренция | |
Автор: Ольга ПугачИсточник: "Бизнес-журнал" (посмотреть все статьи) Розничные сети тиранят поставщиков, банкиры и страховщики вступают в картельные альянсы... Похоже, работы у руководителя Федеральной Антимонопольной службы Игоря Артемьева меньше не становиться. В рыночные процессы Федеральная антимонопольная служба вмешивается все более активно. Особенно когда механизмов саморегуляции оказывается недостаточно. О буднях ФАС «Бизнес-журналу» рассказал глава ведомства Игорь АРТЕМЬЕВ.- Вот уже несколько лет продолжается обсуждение многострадального закона о торговле. Когда его ждать и в каком виде?- Работа над законопроектом идет уже третий год. Началась она с поручений президента и правительства, которые, в свою очередь, были вызваны обращением Министерства сельского хозяйства, где говорилось, что торговые сети широко применяют дискриминационную и недобросовестную практику в отношении сельхозпроизводителей. ФАС еще до получения этих поручений начала изучать рынок услуг розничной торговли. Уже тогда мы обнаружили 27 дискриминационных и недобросовестных практик в отношении поставщиков продукции со стороны сетей. Все эти практики условно можно разделить на три категории. Первая - это всевозможные бонусы: за доступ в торговую сеть, за присутствие в торговых сетях в определенных местах, за открытие новых торговых точек и т. д. Вторая категория связана со штрафами. Сами по себе они закреплены гражданским законодательством как санкция за нарушение поставщиками каких-либо условий договора. Однако в сетях эти штрафы принимали гипертрофированные размеры. Мы обращали внимание только на те штрафы и санкции, которые были очевидно несоразмерны предполагаемому нарушению условий договора. Мы считаем такую практику проявлением злоупотребления в виде навязывания невыгодных условий договора. Третья категория содержит большую группу недобросовестных практик, касающихся условий взаимоотношения торговых сетей и поставщиков уже после того, как товар был поставлен. Речь идет о навязывании встречных услуг со стороны торговых сетей. Это услуги, связанные с рекламой, хранением, логистикой, изучением спроса, продвижением товара… Наша позиция заключается в том, что такие услуги обеспечивали и обеспечивают по сей день торговым сетям абсолютно безрисковую модель поведения. Бизнес по определению связан с рисками. А здесь получалось, что все возможные риски торговые сети перекладывали на поставщиков. Кроме того, маржинальная доходность сетей, по сути, гарантировалась поставщиком. Очень малое число поставщиков в состоянии вынести такое давление.- Эта ситуация уникальна? - Подобная практика характерна не только для России, но в мире такого рода перекосы жестко регулируют и пресекают суды, которые оценивают «игру в одни ворота» на предмет справедливости или несправедливости. К сожалению, мерами антимонопольного реагирования мы не можем повлиять на поведение ритейлеров. Несмотря на то что речь идет о злоупотреблении сетями своей рыночной властью. Пороги доминирования у нас универсальны, прописаны они для всех отраслей экономики. А торговля - сегмент рынка с низкой концентрацией. И эти пороги для нее слишком высоки. Между тем нарушения носят массовый характер. Потому-то и возникла необходимость в отраслевом законе о регулировании торговой деятельности. Такой закон был разработан в МЭРТ - с учетом наших пожеланий, касающихся особенностей антимонопольного регулирования розничной торговли в стране. Но после смены правительства функции регулирования торговой деятельности были переданы из Минэкономразвития в Минпромторг, где решили подготовить свой вариант закона. К сожалению, пока в нем не учтены предложения и пожелания ФАС. На наш взгляд, в нынешнем виде законопроект Минпромторга не решит проблем, связанных с недискриминационным доступом поставщиков на рынок и устранением недобросовестной практики со стороны торговых сетей по отношению к поставщикам.- Жалуются вам часто?- В основном к нам поступали жалобы от поставщиков в отношении торговых сетей. Интересно, что жалоб от сетей практически не поступает. Даже несмотря на то, что власти отдельных регионов и городов не допускают их на локальные рынки. В целом жалобы демонстрируют: недобросовестная практика приобрела широкий размах, уровень требований сетей к поставщикам постоянно растет и принимает иногда совершенно неадекватные формы. Например, одна из сетей направила поставщикам письмо с требованием перечислять по каждой товарной группе до 30% от годового оборота в качестве бонуса, чтобы «сохранить отношения». Но это же колоссальные деньги! Напомню: антимонопольные штрафы за злоупотребление доминирующим положением не могут превышать 15% от оборота. При этом мы еще ни разу не применяли максимальную ставку. Другой пример. Поставщик за товар на полтора миллиона рублей получил только половину, да еще и оказался должен три миллиона за якобы оказанные торговой сетью встречные услуги по «продвижению». Мы такие жалобы учитываем, но отреагировать в полной мере пока не можем. | |
|
Другие новости
Рейтинговые агентства рискнули собственным рейтингом |
Вычет НДС при приобретении объекта недвижимости до момента государственной регистрации права собственности |
Сохранить и подтвердить |
Газпромбанк впустит в капитал ВЭБ |
Россия становится менее привлекательной для инвесторов |
Всего комментариев: 0 | |