Автор: Артем Жук-ЖученкоИсточник: журнал "Московский бухгалтер" (посмотреть все статьи) Мало кто из бухгалтеров не в курсе, что именно и как проверяют пришедшие в компанию налоговые инспекторы: дело это хоть и недобровольное, но уж точно нередкое. А вот сотрудники Пенсионного фонда России, очутившиеся на пороге компании, могут сбить с толку, особенно новичков. О том, по каким причинам могут пожаловать такие ревизоры, а также что входит в их компетенцию, вы узнаете из этой статьи. Повод для ревизииВажно помнить, что у ПФР есть все полномочия на то, чтобы вынудить организацию, на вполне законных основаниях, заплатить штраф или пени, а при необходимости и поспорить с ней в суде. Привести к таким последствиям могут результаты выездной проверки, проведенной инспекторами ПФР. Многие бухгалтеры задаются вопросом, что именно может спровоцировать ревизоров посетить компанию. Во-первых - непредставление в срок сведений о работниках, во-вторых - неуплата страховых взносов в ПФР. В соответствии со статьей 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи (работодатели) обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Кроме этого, за работодателем закрепляется обязанность представлять в территориальные органы ПФР документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Два этих обстоятельства связаны между собой. Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетность об уплате страховых взносов и индивидуальные сведения о работниках сдаются один раз в год не позднее 1 марта. Данные, которые направляются в ПФР, необходимо заранее сверить с суммами страховых выплат, перечисленными на счет фонда. Эти сведения необходимы для того, чтобы сотрудники ПФР смогли проверить правильность начисления денежных средств. В процессе такой ревизии и выявляются ошибки, допущенные компанией. Иногда виной таких оплошностей являются сами инспекторы, что, безусловно, можно доказать. По словам специалиста по подготовке отчетности для ПФР из фирмы «т. Советов» Сергея Краскова, в его практике довольно часто возникают недочеты при сдаче индивидуальных сведений:- Самая распространенная ошибка при сдаче Персонифицированного учета - это расхождение платежей, то есть когда платежи, отправленные страхователями, не доходят до Пенсионного фонда. Как правило, такое случается из-за ошибок в КБК или статусе плательщика. Также работодатели довольно часто принимают работников, забывая оформить или спросить наличие у них страхового свидетельства. Многие пенсионные фонды не принимают весь отчет, если нет страхового свидетельства хотя бы у одного сотрудника. Как отмечает юрист из ассоциации «Юристы за трудовые права» Анна Гвоздицких, территориальные отделения ПФР нередко отказывают гражданам в назначении пенсии или пенсия назначается в меньшем размере:- Принимая подобные решения, ПФР в качестве аргументов приводит следующие обстоятельства: недостаточен страховой стаж ввиду того, что у работника на индивидуальном лицевом счете отсутствуют данные о перечисленных страховых взносах, то есть стоят «нули». Такое может произойти в двух случаях: если работодатель вообще не выплачивает за работника страховые взносы на обязательное пенсионное страхование либо если взносы уплачиваются, но работодатель не выполняет свою другую обязанность - не представляет своевременно сведения в ПФР в соответствии с законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования. Однако в связи с кризисом и массовыми увольнениями, как отмечает член Палаты налоговых консультантов России Светлана Рулева, «возможно увеличение количества людей, которым трудовая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Совместная работаВ связи с тем, что работодатели порой забывают о своих страховых обязательствах, в прошлом году налоговые органы совместно с ПФР пришли к решению о более тесном взаимодействии друг с другом и тщательном контроле страховых поступлений. Специалисты отмечают, что за последние три года задолженность по страховым выплатам достигла 77,3 миллиарда рублей. В результате и налоговики, и пенсионщики стали интенсивнее проверять организации. Взаимодействие между двумя органами происходит на основании Порядка, который был утвержден совместным распоряжением ПФР и ФНС России от 28 декабря 2006 г. № 282р/231. Согласно пункту 3 статьи 3 данного документа по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам ПФР материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10 календарных дней со дня вручения указанных материалов налогоплательщику.
|