Главная » 2011 » Октябрь » 5 » Человек принципа
23:31
Человек принципа

Человек принципаАвтор: А. СтрельцовИсточник: журнал "Управление персоналом" (посмотреть все статьи) В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности. Принцип ПитераЕжегодно в нашей стране и во всем мире отмечают многочисленные даты важных исторических событий и юбилеи общественных и политических деятелей - иногда вспоминают про ученых, писателей, артистов, художников, и совсем редко - про врачей и педагогов. В наступающем 2009 г. исполнится 90 лет со дня рождения выдающегося канадского педагога, который стал знаменитым американским писателем, и 40 лет с момента выхода книги, принесшей ему всемирную известность: «Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось».Лоуренс Джонсон Питер родился 16 сентября 1919 г. в Ванкувере. Как и автор этих строк он начал карьеру учителя в 22 года. Долгое время он преподавал в школах родной Британской Колумбии. В 1958 г. Л. Дж. Питер закончил Государственный колледж штата Вашингтон со степенью магистра. Позднее он так описывал этот период своей жизни:«Моя погоня за компетентностью началась в 1938 г., когда я впервые поступил на курсы повышения квалификации учителей. И она продолжалась до 1863 г.» [1, с. 70]. В тот год он получил степень «доктор образования» (аналог отечественной «кандидат педагогических наук»).Проработав около года профессором в Университете Британской Колумбии (Канада), в 1964 г. он переехал в Калифорнию, где занял должность доцента Университета Южной Калифорнии, руководителя центра предписывающего обучения им. Эвелин Фриеден, и координатора программ помощи эмоционально неустойчивым детям.

В 1866 г. Лоуренс Дж. Питер стал профессором педагогики вышеупомянутого университета и в этом качестве упорно сопротивлялся «возможности подняться над уровнем собственной компетентности» [1, с. 289].В 1974 г. он ушел из педагогики. После выхода на пенсию, с 1985 по 1990 г., Л. Дж. Питер участвовал в руководстве «Гонок движущихся скульптур» в графстве Гумбольдт, Калифорния. Он же придумал название главному призу: «Золотой динозавр» - его следовало ежегодно вручать создателям аппарата, который ломался сразу после старта (что, очевидно, должно было свидетельствовать об их полной некомпетентности).Выбор животного был не случаен: педагогсатирик считал, что «Динозавр, саблезубый тигр, птеродактиль, мамонт развились и процветали только благодаря некоторым своим особым достояниям… Но именно эти качества, вначале обеспечивавшие их служебный рост, в конечном счете сделали их некомпетентными для жизни» [Там же]. Из этого проф.

Питер делал вывод: «Компетентность всегда несет в себе зародыш некомпетентности». Та же мысль выражена в романе Мориса Дрюона «Александр Великий»: «У богов есть для каждого смертного… способ увлечь его к назначенному концу - и он идет к нему по собственной воле».Профессиональный опыт Лоуренса Дж. Питера определил выбор примеров для первого раздела его работы [1, с. 70-81, 89-93] - почти все они взяты из школьной практики. Из своего опыта могу добавить, что многие администраторы в этой сфере, похоже, больше заинтересованы в том, чтобы их учебное заведение «хорошо выглядело» в глазах коллег, местных и федеральных властей: они ездят по стране и за рубеж и поощряют тоже стремление в своих подчиненных. Неважно, что уроки пропадают или постоянно замещаются - в конце концов, все получат хорошую оценку, и общая успеваемость не пострадает - пусть большая часть класса «плавает» в предмете - зато не которые получают призы на конкурсах и олимпиадах, а это и требуется для поддержания престижа школы.

Подчас создается впечатление, что многие нарочно стремятся сделать карьеру, чтобы быть как можно дальше от собственно учебно-воспитательного процесса. В настоящее время предпринимается попытка создать новую научно-педагогическую дисциплину «иерархиология образования» [2], объектом исследования которой выступает триада: школьник - студент - выпускник. Для нашего исследования [3] большой интерес представлял отрывок из его сочинений [1, c. 312- 313], в котором проф. Питер обозначил те проблемы, о которых отечественные ученые начали писать лет десять назад: инфляция образования, девальвация аттестатов и дипломов в связи с массовизацией в XX веке вначале среднего, а затем и высшего образования. Впрочем, вопросы образования составляют пусть и важную, но все же часть иcследований по человеческой некомпетентности.

Лоуренс Дж. Питер стоял у истоков общей иерархиологии. В этой статье мы постараемся проиллюстрировать некоторые положения, выдвинутые проф. Питером примерами из художественной литературы, где часто встречаются описания некомпетентной работы отдельных индивидуумов и иерархий. В некоторых случаях мы будем приводить наиболее показательные примеры из истории. Как пример создания бюрократической организации можно привести «Мурку» из одноименного рассказа «короля смеха» А. Аверченко. Так сокращенно называлась Мурашовская комиссия по расследованию хищений на Курском вокзале в годы гражданской войны - председателем ее был судебный следователь Мурашов, позднее расстрелянный. Когда его «назначили на расследование, он сказал, что ему нужен секретарь. Дали. Жили они себе вдвоем, поживали, вели следствие.

Вдруг секретарь говорит: нужна мне машинистка…. Машинистка говорит: без сторожа нельзя… Взяли сторожа». Потом «по доброте душевной» приняли на работу дочку знакомой председателя - бумаги подшивать: «И стала Мурка расти, пухнуть и раздвигаться…» [4, c. 283]. Скоро данное советское учреждение заняло весь дом, появились отделы, число служащих росло с 70 до 124, потом 150 и, наконец, 300 служащих, и планировалось расширение штатов до 500 человек.

Категория: Новости | Просмотров: 345 | Теги: договоры, общество, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Рубль худел, а банки толстели
Практические проблемы ценообразования на электроэнергию
Деньги уже не тают
Универсальная электронная карта пропускает конкурентов
Завышенный курс доллара будет наказан рублем
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]