Главная » 2010 » Август » 14 » Приемы уплотнения
10:56
Приемы уплотнения

Приемы уплотненияАвтор: Антон БелыхИсточник: "Бизнес-журнал" (посмотреть все статьи) Еще вчера крупные игроки рынка чурались субаренды. Не барское это дело. Но теперь все иначе. Даже те, кто не скупился на шикарные офисные площадки класса"А", в срочном порядке ищут субарендаторов. И куда мы катимся? Подумать только, KPMG и «Ренессанс Групп», арендующие огромные офисные блоки в «Башне на Набережной», одной из доминант ММДЦ «Москва-Сити», предлагают взятые «на вырост» площади в субаренду. Еще полгода назад участникам рынка недвижимости такое могло померещиться лишь в ночном кошмаре. Листы ожидания на офисные блоки в «Москва-Сити» были сформированы аж до 2015 года, а арендаторы, желавшие снять помещение в одной из высоток, готовы были платить любые деньги.

Действительно - любые. Теперь же этим самым листам одна дорога - в хищное жерло питающегося ненужными бумагами шреддера. Найти сегодня субарендаторов на такие площади очень непросто. Что уж говорить о компаниях, вынужденных предлагать избыточные «квадраты» в менее популярных объектах того же класса А! Кстати, и таких сегодня с избытком. По информации консультантов рынка, лишние метры в бизнес-центре «Фабрика Станиславского» сдает головной офис «Яндекса». Соседей ищут Media Markt, «Тройка Диалог», издательство «Аргументы и Факты» и другие компании, ранее арендовавшие площади целыми этажами.- Мы и правда ищем субарендаторов, но не для того, чтобы таким образом сэкономить или заработать, - уточняет официальный представитель «Яндекса» Дина Логинова. - В этом году переезжаем в новый офис в деловом квартале «Красная роза».

Займем площадь в 16 тысяч квадратных метров и освободим офис в «Фабрике Станиславского». Договор с этим бизнес-центром был заключен на шесть лет, а пробыли мы там всего два года. Теперь хотим либо расторгнуть договор, либо передать другой компании право аренды. При этом нас устроит тот вариант, который позволит эффективнее сократить расходы.

Из-за переезда в новый офис сдает помещения в субаренду и сеть Media Markt, сообщила пресс-секретарь компании Елена Скальская. По ее словам, штаб-квартира ритейлера недавно переехала в новый офис площадью 11 тысяч кв. м около станции метро «Дмитровская», причем 3,5 тысячи планируется сдавать в субаренду. «Поиск субарендатора не связан с сокращением штата. Эти площади брались на перспективу, и пока они нам не нужны», - говорит Скальская.

А вот «Ренессанс Капитал», «Тройка Диалог» и KPMG вынуждены сдавать помещения в субаренду как раз из-за серьезного сокращения штатов. По оценкам руководителя отдела аналитики компании Praedium Ольги Павлик, доля предлагаемых в субаренду помещений к началу года достигла 20-25%, тогда как в докризисный период этот показатель не превышал 5%. А по утверждению заместителя директора отдела исследований CB Richard Ellis Ирины Флоровой, из всех пустующих помещений класса А уже 70% приходится на площади, сдаваемые в субаренду. В классе В доля таких площадей, по ее словам, чуть ниже и составляет всего 7-10%. В чем дело? Генеральный директор МГ БЕШ Оксана Крымина отмечает, что в бизнес-центрах класса В и С инициативу по сдаче излишков зачастую перехватывают управляющие компании или собственники зданий. Волевым решением они «пересаживают» проблемных арендаторов в апартаменты поскромнее, а освободившийся метраж выставляется на открытый рынок. Однако в классе А такое практически невозможно. Во-первых, многие арендаторы не хотят сниматься с насиженных мест. А во-вторых, собственники таких офисов были слишком избалованы вниманием арендаторов и не умеют (да и не желают) гибко подходить к прочтению арендных договоров.

Умей вертетьсяРынок субаренды растет стремительными темпами. И это на руку арендаторам. Если в начале 2008 года на столичном рынке в субаренду сдавалось не более 10 тысяч квадратных метров качественной офисной недвижимости, то теперь, по данным Ирины Флоровой, на рынок выставлено уже около 75 тысяч кв. м. Другие эксперты называют цифру в 100 тысяч, а управляющий партнер АН «Новое Качество» Михаил Гец уверен, что к концу первого полугодия объем предложения на рынке субаренды достигнет 150 тысяч метров. «В начале 2009 года тенденция к увеличению предложения по субаренде сохраняется», - соглашается гендиректор Bluestone Group Кирилл Зайцев.- Одни компании прекратили развитие и начали предлагать арендованные «на вырост» площади в субаренду. Другие пытаются извлечь финансовую выгоду из арендованных площадей, порой даже ценой «уплотнения» собственных сотрудников. Впрочем, во многих компаниях «излишки» площадей образовались вследствие сокращения персонала, - комментирует ведущий аналитик Russian Research Group Андрей Двойных.

Категория: Финансы | Просмотров: 707 | Теги: финансы, договоры, банк, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Как вернуть подаренную супругу квартиру
IP-телефония: надежно и эффективно
Коллекторы перейдут все границы
Европейская статистика бросает тень на Россию
Минфин оставит трейдеров без елки и шампанского
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]