Главная » 2011 » Октябрь » 12 » Колесим по бухучету
23:02
Колесим по бухучету

Колесим по бухучетуАвтор: Татьяна Телушкина, эксперт журнала. Источник: журнал "Актуальная бухгалтерия" (посмотреть все статьи) Экспертиза статьи: С. В. Мягкова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-экспертОдними из комплектующих транспортного средства являются автомобильные шины. Их учет во многом зависит от того, использует ли владелец авто всесезонную резину или предпочитает «переобувать» машину два раза в год при смене зимнего и летнего сезонов. Одна из проблем, над которой задумывается бухгалтер, когда его фирма приобретает транспортное средство, состоит в том, как правильно учесть поступившие вместе с автомобилем шины (об особенностях расходов, связанных со служебным транспортом мы писали в «Актуальной бухгалтерии» № 9, 2008). Ведь если речь идет о штатной комплектации автомобиля, то цена шин учитывается при формировании его первоначальной стоимости. Автомобиль в данном случае является основным средством, принимаемым к учету как один инвентарный объект со всеми устройствами и приспособлениями, каждое из которых выполняет свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).Часть авто или запасная часть? Встречаются организации, которые, пытаясь экономить на налоге на имущество, разделяют основное средство на несколько инвентарных объектов, где стоимость каждого - не более 20 000 рублей. При этом используется норма абзаца 2 пункта 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), согласно которой при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Однако выделить в качестве отдельного инвентарного объекта шины нельзя, так как машина без колес не способна приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. А именно это является одним из условий пункта 4 ПБУ 6/01, одновременное выполнение которых необходимо, чтобы актив был отражен в учете как основное средство.

Кроме того, не содержит такой группировки, как «Автомобильные шины», и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ, утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 № 359).Совсем другое дело, если шины приобретаются отдельно, для замены изношенных, поврежденных или для сезонной смены. В данном случае следует говорить о запасных частях. В подтверждение данного вывода Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) предусматривает открытие к счету 10 «Материалы» субсчета 10-5 «Запасные части», где в том числе учитываются наличие и движение автомобильных шин в запасе и обороте.

При этом в данной инструкции прямо отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств. ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н6.В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Полезные документыК сожалению, на сегодняшний день нет специальных нормативных актов, которые регулировали бы учет автомобильных шин. Дело в том, что с 1 января 2008 года утратил силу один полезный документ - Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р. Выполнение этих правил было обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Теперь же свой порядок учета организации могут разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике. Причем, составляя данные положения, вполне оправданно использовать за основу вышеуказанные правила. Так, например, для учета работы автомобильной шины можно завести соответствующую карточку, где отражалась бы информация о датах ввода ее в эксплуатацию и списания, о техническом состоянии шины, данные о фактическом пробеге, о возможных дефектах и повреждениях, об остаточном рисунке протектора и т. д. Форма этой карточки ранее утверждалась Минтрансом России в качестве приложения к Правилам АЭ 001-04.Один из показателей, используемых в качестве основания для списания шины, - это норма эксплуатационного пробега. Организация может установить данный показатель самостоятельно, с учетом данных завода-изготовителя и технических характеристик резины. Здесь хотелось бы упомянуть еще один документ Минтранса России, который также утратил силу, - Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. На практике многие организации продолжают ими пользоваться и сегодня.

Категория: В мире | Просмотров: 637 | Теги: финансы, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Ваши письма: "…За что нам выставили штраф и пени, если была неизвестна налоговая база?"
Власти США пересчитали бедняков
Смежные профессии, или Новая ниша для главбуха
В России может появиться финансовая полиция
Банки не должны следить за клиентами
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]