Главная » 2010 » Май » 25 » Инженерия дефолтов: Справедливо ли сравнивать кредитные деривативы CDS с вирусом, убивающим все живое?
23:43
Инженерия дефолтов: Справедливо ли сравнивать кредитные деривативы CDS с вирусом, убивающим все живое?

Инженерия дефолтов: Справедливо ли сравнивать кредитные деривативы CDS с вирусом, убивающим все живое?Автор: Ирина СлюсареваНациональный банковский журнал (посмотреть все статьи) Мы узнали эту аббревиатуру, когда мир оказался втянутым в кризис, а медиа - в его обсуждение. Именно тогда на страницах газет и журналов и телеэкранах появились упоминания об инструментах, называемых CDS. Создавалось впечатление, что они-то и являются основным возбудителем глобального кредитно-денежного недомогания, чем-то вроде ВИЧ-инфекции, только финансового происхождения. Но действительно ли CDS являются источником зла и причиной перебоев в работе мировых рынков? УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМПрироду инструмента, в принципе, поясняет уже его название: credit default swap, то есть, в приблизительном переводе, «кредитодефолтообмен». Об обмене чего на что идет речь?

CDS - это разновидность производных инструментов, предназначенных управлять кредитными рисками. Исключительно. Как говорит директор отдела структурированных продуктов ING Wholesale Banking Степан Амосов, к кредитным деривативам можно отнести инструменты типа total return swap (своп с полным возмещением), credit linked notes (кредитные ноты) иCDS. Главное отличие кредитных деривативов от всех остальных инструментов заключается в том, что главную роль здесь играет именно составляющая, связанная с кредитным риском. CDS - это двухсторонний контракт между продавцом и покупателем кредитной защиты. Как в обычном имущественном страховании, две стороны договариваются друг с другом о том, что одна из них (являющаяся провайдером кредитной защиты) соглашается страховать вторую, ищущую кредитную защиту, от дефолта в течение определенного периода времени. В обмен на регулярные взносы (или авансовый платеж).

По своей сути CDS для продавца кредитной защиты - это не профондированная позиция в кредитном риске, 100%-ный левередж. Причем речь идет именно о кредитном риске: если цена лежащего в основе обязательства вдруг упадет вследствие изменения рыночной конъюнктуры, то это не будет расцениваться как кредитное событие. В качестве примера можем рассмотреть защиту от суверенного риска России. Стоимость этой защиты на пятилетний срок составляет сейчас приблизительно 750 базисных пунктов. То есть покупатель таких CDS соглашается в течение пяти лет выплачивать продавцу 7,5% от застрахованной суммы ежегодно. Если в течение этого срока по суверенным обязательствам России произойдет дефолт, то провайдер кредитной защиты обязан покрыть все убытки. Кстати, еще два года назад исторический минимум стоимости российских CDS составлял около 60 б. п. Рынок довольно сильно переоценил риск России. ИДЕМ СВОИМ ПУТЕМС момента своего возникновения мировой рынок кредитных деривативов быстро рос. Александр Серебряков, эксперт Московского ГТУ Банка России, приводит такие цифры: в середине 90-х рынок кредитных деривативов условно оценивался в $40 млрд, в 1998-м - в $350 млрд, в 2000-м - более чем в $700 млрд. А в 2005 году превысил $5 трлн.

Объем рынка CDS оценивают несколько инстанций, в том числе Британская банковская ассоциация (ВВА), Банк международных расчетов (The Bank for International Settlements, BIS), Международная ассоциация деривативов ISDA (International Swap Dealers Association). Цифры, которые приводят эти инстанции, различаются, но порядки величин сопоставимы: объем рынка кредитных деривативов оценивается сейчас в десятки триллионов долларов. В кризис темпы роста этого рынка, по оценкам специалистов, лишь увеличились. Председатель Комитета Национальной валютной ассоциации (НВА) по профессионализму и этике Дмитрий Пискулов отмечает: «Только за 2007 год доля кредитных деривативов в общем объеме всех деривативов выросла с 5,5% до 9,7%, обогнав традиционные валютные конверсионные инструменты. Данное обстоятельство, очевидно, связано с начавшимся в 2007-м финансовым кризисом, повлекшим за собой переоценку кредитных рисков контрагентов».Растет этот рынок и в России. По данным НВА, в 2008 г. российские банки впервые заявили о том, что совершают операции с кредитными деривативами.

Но темпы роста нельзя назвать бурными. Общий месячный оборот сделок со всеми деривативами, заключаемых банками-респондентами, составлял на начало 2008 года более $276 млрд в месяц. Однако доля кредитных деривативов оценивалась всего в 0,2%. Российские банки (даже очень крупные) по-прежнему не понимают и не используют данный инструмент для своего риск-менеджмента. В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ? Почему рынку было столь важно появление нового инструмента? Ключевым здесь является термин «перевод риска». Если представить механизм работы финансового посредника, в том числе и банка, прямолинейно, то можно свести все к школьной задачке. Бассейн, в который по трубе А банк закачивает ресурс (в нашем случае деньги) из различных источников, где деньги пока не работают.

По трубе Б банк, в свою очередь, выпускает деньги, заливая их туда, где они будут крутиться. Но поскольку вылить из резервуара можно уж во всяком случае не больше, чем в нем имеется, то в обычном режиме банк должен следить за равновесием этих двух потоков - иными словами, контролировать риски невозврата кредитов. Так вот CDS дали финансовым посредникам возможность перенести кредитный риск на третью сторону, избавиться от роли контролера и носителя риска. Это означало, что, имея механизм CDS, договариваться насчет заливания ресурса по трубе Б можно, уже не так жестко сообразуясь с динамикой его поступления по трубе А. Также CDS дает не показывать регулятору часть своих рисков.

Категория: Экономика | Просмотров: 629 | Теги: финансы, банк, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Мировое бизнес-сообщество хандрит
Россияне не умеют копить
Адвокаты банкира Бородина показали "миллионный" договор
Российские банки ждут кризиса
Свистать всех наверх!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]