Главная » 2011 » Февраль » 22 » Демпинг на рынке страхования
23:09
Демпинг на рынке страхования

Демпинг на рынке страхованияАвтор: Александр ГригорьевИсточник: Журнал "Банковское обозрение" (посмотреть все статьи) Вопреки ожиданиям демпингуют не маргиналы рынка, а некоторые ведущие компании. Скидки в тарифах достигают 47-кратного размера! Демпингующие компании, скорее всего, не смогут полноценно выплачивать возмещение. А значит, на рынке в целом ухудшается страховая защитаПо итогам I квартала текущего года главной угрозой страхового рынка стал демпинг в тарифах. И, что самое неприятное, демпинг этот инициировали не излишне привередливые клиенты, не маргиналы от страхования, а ведущие компании отрасли. Осенью, вместе с ожидаемой второй волной неплатежей в банках, эти явления способны серьезно пошатнуть финансовый рынок. На страховом рынке прогнозы о падении премий оправдались полностью. Оправдался не оптимистичный сценарий - падение сборов на 10%, а средний - падение примерно на 25% в год. Падение сборов прямо сопряжено с демпингом. В прошлом году тарифы по каско, страхованию имущества и ответственности у разных компаний на рынке могли отличаться, но лидирующие компании тарифы выровняли.

Первый квартал этого года перечеркнул все. Некоторые компании из ведущей десятки страховщиков пошли по пути демпинга, особенно это проявляется в имущественном страховании, в том числе страховании залогового имущества, где убыточность традиционно находилась на уровне 30-50%. На открытом конкурсе по страхованию имущества Сбербанка, в котором участвует вся первая десятка страховщиков, одна из компаний предложила тариф в 47 раз ниже, чем в прошлом году. Не на 50%, даже не в два раза - в 47 раз ниже. Это уже за гранью разумного. Победители тендеров по страхованию особо опасных промышленных объектов «Русгидро» и ТГК-10 предложили тарифы в девять и восемь раз ниже прошлогодних. Эта тенденция в I квартале приобрела чудовищные масштабы. Можно было предполагать, что демпингом будут заниматься мелкие и проблемные компании, но, как оказалось, способствуют этому и ведущие страховщики.

Тенденция в первом квартале приобрела чудовищные масштабы. Можно было предполагать, что демпингом будут заниматься мелкие и проблемные компании, но, как оказалось, способствуют этому и ведущие страховщики. Конечно, о снижении страховых тарифов просят сами клиенты. При этом большая часть средних и крупных клиентов не отказывается от страхования. Это приятно. На самом деле в условиях финансового кризиса очень многие руководители и собственники понимают, что страхование - это реальная защита активов. Однако у демпингующих страховщиков склонность и способность платить будет снижаться. Так что второй главный вывод по итогам I квартала: качество страховой защиты в целом по системе ухудшается.

Произошел настоящий обвал рынка банковского страхования. Ничего хорошего не происходит и в ОСАГО. Клиенты пока не до конца разобрались в прямом урегулировании, но это вопрос практики. Хуже то, что появилось около тридцати компаний-отщепенцев, включая тех, у кого уже отозвали лицензии, не выполняющих условия профессиональных правил.

Это только начало: убытки растут по экспоненте, и каждый месяц ряд страховых компаний будет сталкиваться с валом выплат - и теперь у них будет только неделя, чтобы по ним рассчитаться. Для этого нужны деньги. А их может не быть. Кстати, об убытках: усиленно «горят» кредитные склады и грузы.

В декабре у одного нашего клиента «сгорел» дотла рефрижератор с температурой внутри минус18 градусов. Случаются поджоги кредитных машин неустановленными лицами. Примерно 80% этих случаев - мошенничество. Автокаско, склады, грузы - хиты этого сезона для мошенников. Появилось мошенничество в ипотеке, причем там, где его раньше не было, - в страховании титула собственности. Люди стали чаще обращаться за возмещением убытка: если раньше из-за царапины никто не беспокоил страховщика, то сейчас получить на ремонт 10 тыс. рублей - милое дело. С точки зрения инвестиционной деятельности страховых компаний проблема рынка не в ликвидности, а во второй долговой волне банков, которая накатит на рынок осенью. Встанет вопрос не краткосрочной, а структурной ликвидности банковской системы.

Когда клиенты возмещают «нормальные» кредиты, то средства возвращаются в банк. Банк получает ликвидность, которой может распоряжаться дальше. Осенью в банки не придут средства от проблемных и обанкротившихся компаний. В I квартале ожидание этого уже сильно повлияло на активность банков.

С точки зрения инвестиционной деятельности страховых компаний проблема рынка не в ликвидности, а во второй долговой волне банков, которая накатит на рынок осенью. Встанет вопрос не краткосрочной, а структурной ликвидности банковской системы. Основная макроэкономическая проблема России - сокращение ВНП. Как показали январь и февраль, мы идем к пятнадцатипроцентному сокращению ВНП по итогам года. Прогнозируемого некоторыми экспертами снижения на 2-3% точно не будет.

А так как страховой рынок всегда арифметическая производная от ВНП, то с сокращением ВНП упадет и объем страхового рынка, но в большей степени. А поскольку упали тарифы по целому ряду направлений, вплоть до демпинга, о чем речь шла выше, сокращение страхового рынка будет еще серьезнее. Скорее всего, за два-три года уйдет триста-четыреста страховых компаний, и минимум половина - из ОСАГО. Это видно из суброгационных таблиц, которые ведут крупнейшие страховщики. Если кто-то перестает платить - это стопроцентный кандидат на банкротство. Сейчас в этих таблицах по автострахованию «Ингосстраху» должны 120 компаний. Из них половина не платит или платит плохо. Это потенциальные или будущие банкроты. Но, наверное, самое страшное - это все же демпинг.

Если страховщик в своей рекламной кампании заявляет: мы установим вам тариф на 10% меньше, чем в любой компании, он подписывается под тем, что у него нет своего андеррайтинга и что он, по сути, готов заниматься демпингом. Как можно доверять расчет тарифа кому-то другому? «Ингосстрах» может вычесть из своего тарифа те же 10%, потому что знает узкие места и принцип построения тарифной ставки. Но когда компания настаивает на «минус десяти процентах от любого тарифа», она расписывается в собственной маркетинговой беспомощности и неуважении к клиенту.

Статья получена: Клерк. Ру

Категория: В мире | Просмотров: 668 | Теги: финансы, банк, бизнес | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Как учитывать взнос в компенсационный фонд?
Налог на прибыль в разрезе расходов
Продаем товары в кредит
Страховую компанию россияне выбирают по совету друзей
Свистать всех наверх!
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]