Главная » 2010 » Март » 17 » Антикризисные стратегии для лизинга
11:06
Антикризисные стратегии для лизинга

Антикризисные стратегии для лизингаАвтор: Василий Кашкин, исполнительный директор консалтинговой и брокерской компании «ДИСКАВЕРИ Лизинг», руководитель рабочей группы РСПП по лизингу. Источник: Журнал "Банковское обозрение" (посмотреть все статьи) Уже сейчас можно определить финансовые продукты и ниши рынка, которые обеспечат лизинговым компаниям рост во время кризиса и после него. Этот подход можно применить также и в отношении банковского кредитования реального сектора. Сложившаяся кризисная ситуация, по нашему мнению, не является поводом для полной остановки финансирования лизингодателями, а скорее станет поводом для принятия новой стратегии привлечения клиентов и управления рисками. Даже в условиях кризиса вполне реально найти разумный баланс между рисками и прибылью и продолжить увеличивать лизинговый портфель.

В этой публикации сначала мы обрисуем сложившуюся на данный момент ситуацию на рынке лизинга, а затем сформулируем свои предложения по антикризисным стратегиям для лизинговых компаний. Наше представление о рынке лизинга основано на опыте работы нашей компании в качестве специализированной консалтинговой и брокерской компании на рынке лизинга. Поскольку мы постоянно направляем реальных клиентов практически во все действующие лизинговые компании, мы представляем себе именно реальную ситуацию на рынке, а не ту, которую некоторые лизингодатели только декларируют в рекламе или в интервью. Приведенные в публикации предложения по разработке лизингового продукта и управлению рисками основаны на нашем опыте подобных консалтинговых проектов. Лизинг в кризисеПоложение дел в настоящее время таково, что около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе таких компаний - крупнейшие игроки рынка - 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение. К числу таких компаний можно отнести, например, «Европлан», «Каркаде», «Авангард Лизинг». Не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. К последним относятся компании, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию («ВТБ Лизинг», «Росагролизинг» и др.), а также некоторые компании, специализированные в наиболее конкурентном сегменте лизинга нового автотранспорта («ФБ Лизинг»), или компании при производителях («МАН Финанс», «Скания Лизинг»).

Ситуация продолжает ухудшаться: каждую неделю мы получаем информацию о закрытии очередной лизинговой программы или дальнейшем ужесточении условий сделок и о сокращении продуктовых предложений. Около 70% лизинговых компаний прекратили финансирование новых сделок. Ужесточение условий лизинга прошло сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жесткие требования теперь предъявляются к финансовой надежности клиента. Если до кризиса популярны были продукты, предполагающие предоставление лизинга вообще без оценки финансового состояния клиента (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить сейчас лизинг, даже если оно хочет профинансировать приобретение наиболее ликвидных активов - новых автомобилей и даже если оно готово оплатить достаточно высокий аванс - 30-40%.Другая линия ужесточения условий - это виды активов, приобретение которых готовы финансировать лизинговые компании.

Пока желанными активами остаются новые легковые и грузовые автомобили, автобусы, ряд видов ликвидной спецтехники. С подержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. До кризиса можно было профинансировать автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, сейчас это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трех лет. Гораздо менее охотно лизинговые компании сейчас финансируют железнодорожный подвижной состав, цена на который упала на 20-40% с начала кризиса в зависимости от конкретного типа вагона. Практически никто не желает работать с любым производственным и прочим оборудованием. Исключение может быть сделано только по причине высокой кредитоспособности клиента или в случае, если оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств. В таком случае сделку осуществить реально, правда, ее размер должен составлять не менее 1 млн долларов (иначе не окупаются затраты на сложное структурирование сделки).Следующее направление изменений условий лизинга - это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы (10%) доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью и в сегменте легковых автомобилей.

Обычный размер аванса для новой грузовой и специальной техники - сейчас от 30%.Процентные ставки выросли очень по-разному. В случае легковых автомобилей у ведущих компаний (в основном с иностранным капиталом) увеличение могло составить лишь 3-4 процентных пункта. В лизинговых программах, изначально связанных с высоким риском (подержанная техника и транспорт, лизинг «без оценки финансового состояния заемщика»), ставки выросли до фантастических уровней - 60-70% годовых. Приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга сейчас можно считать 25% годовых (что эквивалентно 12% «удорожания» предмета лизинга в год). Компании сокращают и сроки сделок: если до кризиса сроки лизинга достигали 10 лет, сейчас многие компании ограничивают максимальный срок тремя годами.

Категория: В мире | Просмотров: 697 | Теги: финансы, договоры | Рейтинг: 0.0/0

Другие новости

Расходы на аудит, или все включено, господа
Заемщики оплатят банкам полеты
Универсальная электронная карта пропускает конкурентов
Алексей Кудрин отнимает последнюю стабильность
Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов обменялись свежими взглядами
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]